• Санкт-Петербург,
    ул. Маршала Новикова, д.8, корп.2 лит А
  • +7 (812) 395-26-91

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Нормативная правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

  • Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (в действующей редакции)
  • Приказ Минэнерго России № 399 от 30.06.2014 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»
  • Приказ Минэнерго России № 401 от 30.06.2014. «Об утверждении порядка предоставления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
  • План мероприятий по повышению энергетической эффективности и снижению энергозатрат в хозяйственном комплексе Санкт-Петербурга на 2019-2021 гг. 
  • Распоряжение Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга от 11 мая 2005 года N 16-р  и Комитета по энергетики и инженерному обеспечению от 11.05.2005 № 42 «Об утверждении Временного Временного положения о порядке согласования адресных программ ремонта, адресных программ капитальных вложений, программ энергосбережения, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории Санкт-Петербурга»
  • Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2017 N 254 «Об утверждении Методических рекомендаций по минимальному перечню работ по капитальному ремонту, обеспечивающему повышение энергетической эффективности»
  • Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года N 486 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге»
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 (ред. от 21.04.2018) «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» (в действующей редакции)
  • Приказ Минэнерго России № 398 от 30.06.2014 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
  • Приказ о назначении ответственного по энергосбережению № от

Исторический опыт пропаганды энергосбережения

Идея энергосбережения возникла еще в довоенной Европе, во Франции. В то время предложение услуг по энергосбережению владельцам жилых зданий и промышленных объектов с условием их оплаты из суммы достигнутой экономии ресурсов стало революционным и не имело аналогов во всем мире.

Мировой опыт свидетельствует об эффективности мероприятий по пропаганде и популяризации энергосбережения. По данным международного энергетического агентства (МЭА) с кризисом дефицита электрической мощности сталкивались США, Канада, Япония, Новая Зеландия. В качестве выхода из такой ситуации предлагается «Срочная экономия электричества» или «оперативное энергосбережение». Согласно исследованиям МЭА «экономия электроэнергии не столь элегантная мера по борьбе с энергокризисом, как создание новых генерирующих мощностей, но, возможно, – единственная альтернатива гораздо более серьезным экономическим кризисам и перебоям». Применение этих «неэлегантных мер» помогло Швеции снизить потребление на 4% за три дня, а Калифорнии – на 14% за пару месяцев. Массовая информационная кампания по энергосбережению принесла определенные плоды в Токио, Калифорнии, Бразилии и Новой Зеландии.

В России в советский период тема рационального и бережного отношения к энергоресурсам существовала лишь на уровне государственной социальной рекламы (пропаганды).

Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны. Беречь ресурсы, кстати, призывали во всех странах, воевавших с нацистской Германией: в той же Великобритании популярностью пользовались плакаты, призывающие экономить газ или обвинявшие тех, кто ездит в одиночку и расходует дефицитный бензин, в том, что они «ездят с Гитлером». В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».

К вопросам энергетической эффективности вернулись в пятидесятые, причём речь в первую очередь шла о промышленности, на которую, в отличие от ЖКХ, традиционно приходится львиная доля потребляемой электроэнергии. Например, в 1954 году, когда темпы ввода жилья увеличились более чем в два раза, появился плакат, призывающий экономить электроэнергию и разъясняющий, что 1% экономии на заводе равен потреблению двух тысяч квартир.

4 ноября 1959 года ЦК КПСС опубликовал письмо «О рациональном использовании электрической энергии». 28 ноября 1964 года выходит Постановление Совета Министров СССР «Об экономном расходовании в народном хозяйстве электрической и тепловой энергии и топлива». В основном для пропаганды энергосбережения применялись агитационные плакаты.

В 70-х годах агитационная кампания по энергосбережению практически прекратилась.

В 80-х годах под лозунгом «Экономика должна быть экономной» беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. От традиционных агитационных плакатов пропагандисты перешли к новым формам агитации. В 1982 году творческое объединение «Экран» выпустило мультфильм под названием-призывом «Берегите воду!». Образ использовали простой и запоминающийся: подтекающие краны и водоразборную колонку, через которые по капле вытекало целое море.

В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу. При этом часто использовались персонажи известных мультфильмов, например, персонажи мультсериала «Ну, погоди!». После каждого короткого сюжета, в котором присутствовали незадачливый Волк и примерный Заяц, следовала мораль, например: «Каждый напрасный вызов лифта – лишний расход электроэнергии!» Или: «Прежде чем купить лампочку, подумайте, нельзя ли обойтись меньшей мощностью. Это сэкономит вам деньги, а государству – электроэнергию». Не обошлось и без знаменитого лозунга: «Экономьте электроэнергию не на словах, а на деле. Уходя, гасите свет».

Когда СССР распался, Россия, как и многие другие страны СНГ, оказалась перед серьезной проблемой отсутствия реально работающих моделей энергосбережения.

Работа учреждения в данном направлении, экономия энергоресурсов проведение мероприятий в учреждении

Система образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна решает ряд основных задач:

  • распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства;
  • воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия;
  • формирование энергосберегающего образа жизни за счет мотивации рационального энергоиспользования; и т.п.

Для формирования энергосберегающего сознания школьников проводится следующая работа:

  • организация классных часов по энергосбережению;
  • проведение конкурсов школьных проектов, рефератов и сочинений, рисунков, агитационных плакатов, стихов по теме энергосбережения;
  • ежегодный сбор макулатуры и последующее представление результатов о сэкономленных ресурсах (электричество, вода, деревья);
  • проведение иных развлекательных форм пропаганды.

Все эти мероприятия направлены на формирование энергосберегающего образа жизни учащихся. Проекты могут создавать совместно с родителями.

Распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства

Особое место в пропаганде энергосбережения занимает работа с населением, которая должна осуществляться как местах проживания населения, так и в местах работы и проведения досуга. Общепризнанным является тот факт, что данная работа должна поводиться, начиная с раннего детского возраста (дошкольные учреждения) и продолжаться на всех этапах профессиональной подготовки и переподготовки населения на постоянной основе. В настоящее время Министерство образования РФ подготовило программы по обучению энергосбережнию для учителей РФ, сформировало 56 центров переподготовки учителей по данной программе, выпускает серию мультипликационных и документальных фильмов для детей всех возрастов по формированию энергосберегающего образа жизни. Вместе с тем перспективным остается направление по активизации данной работы в местах проживания граждан. Для эффективного воздействия на жителей пропаганда энергосбережения должна быть построена по принципу информационной волны.

Механизм воздействия путем вовлечения людей в качестве участников какого-либо действия в большей степени меняет их взгляды, чем у пассивных наблюдателей, может наиболее массово быть использован введением уроков энергосбережения в школах, при этом, дети после проведения урока должны участвовать в конкурсе рисунков или сочинений. Об эффективности такого воздействия свидетельствует как мировая, так и российская практика. Конкурс детских творческих работ и педагогических разработок в сфере энергосбережения привлекает внимание педагогов и детей к проблеме разумного и рационального использования энергии, а через детей, в процессе их творчества дома, влияние оказывается на членов их семей.

Воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия



  • 197349 Санкт-Петербург
  • ул. Маршала Новикова, д.8, корп. 2, литер А
  • Карта проезда